Для начала настоятельно рекомендую (тем кто не знаком), ознакомиться с
оригинальным либретто этой оперы.
Я давно мечтала на неё попасть, по очень простой-простой причине - мне нравятся бабочки ^_^
То есть ничего, кроме названия и имени композитора (ну, и названий его других опер) я, естественно, не знала.
И тут, афиши по всему городу. "Премьера!" Ну, как на премьеру не сходить? Но уже купив билеты и успокоившись, я решила прочитать либретто. Оказалось, что ещё в музыкальной школе на каком-то из уроков нам про эту оперу рассказывали и сюжет хоть и смутно, но я помнила. Как же меня тогда не смутила мааааленькая приписка "По замыслу режиссёра действие перенесено в Нью-Йорк 20-х годов ХХ века"?
Вечером перед самым выходом из дома кратко пересказала Саше классическую версию.
Приехали в театр, нашли свои места на балконе (1 ряд, всё отлично видно) и я решила купить программку.
Саша прочитал описание сюжета и сказал, что это совсем не то, что я ему рассказывала. Я удивилась и прочитала сама.
Внимание, новая версия Мадам Баттерфляй:
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
После размолвки со своей женой Пинкертон, бродя по городу, попадает в район "Маленького Токио". Хозяин курительного салона "Нагасаки" предлагает ему зайти и принять участие в необычном представлении. Каждый день здесь разыгрывается действие, в котором посетитель может сыграть любую роль. В таком "спектакле" принимают участие актрисы, играющие гейш, которые развлекают гостей пением, беседой, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя свое достоинство.
Пинкертон выбирает костюм и роль морского офицера. Сюда же приходит Шарплес - инспектор увеселительных заведений "Маленького Токио", но здесь у него есть и свой интерес: ему нравится одна из актрис, которую зовут Баттерфлай, что означает "бабочка".
Представление начинается. Среди актрис Пинкертона особенно привлекает Чио-Чио-сан - Баттерфлай. Появление родственника Баттерфлай, пьяницы Бонзы, прерывает представление. Бонза проклинает Чио-Чио-сан, забывшую веру своих предков. Пинкертон пытается успокоить Баттерфлай, но тщетно - она не настроена дальше вести беседу. Увлеченный красотой и зысканностью девушки, Пинкертон не в состоянии так сращу расстаться с ней, хотя посетителей просят покануть заведение.
Баттерфлай в отчаянии: что делать? Бросить всё, уйти, но куда? И тут перед ней появляется Пинкертон, который уверяет её в искренности своих чувств. У Баттерфлай появляется надежда...ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ
Утро. Пинкертон уходит, не сказав ни слова. Но Баттерфлай уверена - он вернется за ней. Сузуки, её служанка, не верит в возможность этого союза. Баттерфлай терзают сомнения: от памятной встречи остался лишь платок, которым он осушал её слезы. Баттерфлай мечтает получить весточку от любимого. Долгожданное письмо может принести только Шарплес, единственный человек, связывающий её с Пинкертоном. Приход богатого японца Ямадори, живущего в Америке, возвращает её к реальности. Ямадори тоже желает участвовать в представлении и быть либо японским принцем, либо великим войном. Но Баттерфлай не в силах продолжать игру и Ямадори уходит ни с чем.
Баттерфлай вновь погружается в свой фантастический мир, где её преследуют страшные видения. Кажется, она сходит с ума, что какие-то неведомые силы бросили её в темную комнату, из которой нет выхода. Её окружают ужасные, непонятные фигуры...
И вдруг ей кажется, что возможно единственное спасение: Пинкертона может ей вернуть только ребенок, плод любви - их будущий сын.
Громкие крики опять возвращают Баттерфлай в реальный мир - это Горо, взбешенный её отказом продолжать работу в заведении, приносящем доход. Он грозится выгнать её, хотя прекрасно знает, что ей некуда идти.
Чио-Чио-сан с надеждой готовится к возвращению Пинкертона, в этом ей помогает Сузуки. Но его всё нет. Баттерфлай отправляется в ночной город на поиски Пинкертона.ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ
Раннее утро. В городе Баттерфлай встречает Кэт, которая тоже ищет Пинкертона. Кэт видит у Баттерфлай свой платок, который она во время ссоры с мужем бросила ему в лицо. Кэт понимает, что перед ней соперница и направляется за ней.
Измученная Чио-Чио-сан засыпает и видит сон, в котором Пинкертона предают суду за то, что он так поступил с Баттерфлай. И что у него, оказывается, есть жена - это Кэт.
Проснувшись, Баттерфлай видит перед собой Кэт - сон становится явью.
Баттефлай возвращает Кэт её платок. Она понимает, что все безвозвратно потеряно. Жизнь уже не имеет смысла.Вердикт:Оперу однозначно спасла музыка Пуччини и великолепное исполнение этой музыки оркестром ТОиБ.
И да, ещё декорации и костюмы.
Сюжет же режиссёр испортил настолько, насколько это было возможно под воздействием того укропа, который он курит.
Артистов ругать не буду, Сузуки пела хорошо, ещё Шарплес и сам Пинкертон, остальные пели в меру своих возможностей и в меру зарплат в нашем оперном. И особенно меня порадовало краткое появление Бонзы (Олег Иванов), мне его голос понравился ещё с Фиделио (он там пел за Рокко).
Ну, и конечно же, не обошлось без встречи Дмитрия Леонидовича (это наш самый большой бигбосс) и Галины Кирьяновны (его жена и по совместительству руководитель нескольких наших направлений, в том числе и моего). Поздоровались, поулыбались, на Фиделио тоже совпало так, что мы на опере были в один день, забавно
В общем, опера понравилась, особенно в части музыки. Было ещё прикольно наблюдать за музыкантами, когда им по партитуре не надо было играть, дяденька за барабанами то ли в игрушку какую на телефоне играл, то ли смски писал И всё-таки, рекомендую всем если и идти на эту оперу, то на её классический вариант.